Анал таhаарыы

В. Серошевский о якутских мастерах

Вацлав Леопольдович Серошевский (1858-1945) В местах более густо населенных и культурных начали обособляться столярное, плотничье, гончарное и берестяное ремесло, но в глуши нет другого ремесленника, кроме кузнеца. Если может быть речь об общественном разделении труда, то распался он пока только на труд мужской и женский. Все поделки из дерева, всё, что выделывается при помощи топора и ножа, делают мужчины, всё, что сшивается, сплетается, лепится - женщины или дряхлые старики. Мытье и выделка тоже женское и старческое рукоделье.

Бесконечно длинные зимние вечера трудолюбивой якутской семьи проходят в заготовлении для себя или по просьбе соседей платья, утвари, разных предметов. Якут не торопится. Мурлыкая песенку или прислушиваясь к речитативу не менее длинной, чем сама ночь, сказки, он готов тысячи раз примерить, подстрогать, прирезать, пока наконец предмет примет соответствующую его вкусам форму.

Он лениво поворачивается перед огнем камина, согревая то один бок, то другой, то спину, советуется с окружающими, с удовольствием выслушивает их похвалы и живо обсуждает возражения. Вот почему каждая вещь, даже самая пустяшная, выходит из рук якутского мастера с особым отпечатком: она всегда вещь более или менее художественная.

Александр Федорович Миддендорф (1815-1894) Миддендорф заметил это и говорит по этому поводу: "Чтобы он ни вырезал, во всем у него особый шик: будет-ли это столь же удобная, как простая, но все-таки красивая рыбная ложка, которую он делает для русского, или большая ступка для толчения, которая также делается из дерева, тут не может быть речи о механической подражательности."

Я был не раз свидетелем, как с удивительным терпением якут целые часы осторожно подрезывал черенок ложки или пузо деревянного жбана, чтобы придать их изгибам желаемую степень кривизны. Нередко это были молодые люди, и сколько шуток и смеха вызывали их тщетные усилия, и в свою очередь, какой искренней гордостью наполняло их общее признание их искусства! Хорошие мастера пользуются почетом, и молодому мастеру, особенно женщины, охотно прощают за его "ловкие пальцы" иные неловкие слова и поступки.

В. Серошевский.
Якуты. Опыт этнографического исследования. С.-Пб. 1896. Стр. 408-410.

Ссылкалар:

Тас ссылкалар:




Дойдум | Сонуннар | Форум | Аадырыстар | Кэпсиэм этэ | Фотогалерея | Субэлэр | Ссылкалар | Опрос | Чат | e-mail

Copyright © 2004 Баайа5а сайта, All Rights Reserved

Hosted by uCoz